ПОЛЕТ НА ЭШЕЛОНЕ

Начиная с этого этапа, пилоты выполняют в основном контролирующие функции и ведут радиообмен с диспетчерами, отвечающими за каждое конкретное воздушное пространство. Современные самолеты оборудованы системой TCAS – Traffic collision avoiding system (система предупреждения воздушных столкновений), так что даже грубые ошибки диспетчеров не могут привести к столкновению воздушных судов. После авиакатастрофы в небе над Швейцарией по вине диспетчера (2002 год) было запатентовано около 20 систем, призванных не допустить повторения подобных происшествий. Около трети из них принято на вооружение большинства диспетчерских пунктов в мире.

Попадая в воздушное пространство, контролируемое другим диспетчером, пилоты связываются с ним на определенной радиочастоте, проверяют совпадение координат самолета на радаре диспетчера с реальными координатами и идентичность высоты, индицируемой в кабине пилотов с высотой на радаре диспетчера. Все это делается для того, чтобы исключить какие-либо разночтения между пилотами и диспетчерами, контролирующими полет.

При полете на эшелоне с самолетом не может случиться практически ничего. Есть скорость, есть высота, есть подъемная сила – значит, есть полет. Даже в случае отказа двигателя ничего не угрожает безопасности полета. Помните, что в любой, даже самой нештатной ситуации на эшелоне, самолет не падает вниз камнем, а планирует постепенно до ближайшего аэропорта, в котором можно совершить экстренную посадку. Например, находясь на высоте 11 километров, даже в случае отказа двух двигателей сразу (что случается во всем мире раз в 7–8 лет), самолет будет планировать в течение 35–45 минут! За это время пилоты, вероятно, смогут найти приемлемую зону для посадки.